ЭНЕРГИЯ-МАГИЧЕСКОЕ СЛОВО СОВРЕМЕННОСТИМы стремились рассмотреть почти все современные и перспективные источники энергии — от огня до термоядерного синтеза. Книга в первую очередь адресована тому поколению, на долю которого, по всей вероятности, выпадет создание принципиально новых, чрезвычайно эффективных, но вместе с тем и сложнейших источников энергии и которому предстоит сделать их общедоступными. Главы написаны Ю. Лесны, остальные — Ю. Тёльдеши. Мы приносим благодарность рецензентам и сотрудникам словацкого издательства «Обзор», чьи замечания помогли нам устранить недостатки рукописи. Ю. Тёльдеши Ю. Лесны Об энергии вообще Во многих областях науки, несмотря на все усилия и необозримое богатство знаний, накопленных человечеством за тысячелетия, очень трудно было бы дать точный и однозначный ответ на вопросы, которые на первый взгляд представляются простыми и самоочевидными. К такого рода вопросам относится и проблема развития самого субъекта исследования — человека. Поэтому не будем пытаться выяснять, где (в каких районах земного шара) и когда человек отделился от своих ближайших родственников — человекообразных обезьян, в результате чего он позднее стал бесспорным властелином остального животного мира и природы в целом. Удовлетворимся тем, что на Земле найдены доказательства существования человека свыше полумиллиона лет назад. От огня к «огненной машине» Зато какие это были столетия! Трудно даже перечислить все знаменательные вехи развития и прославленные имена. Впрочем, это и не входит в задачу нашей книги, и если мы будем о них упоминать, то лишь для того, чтобы показать причины и следствия «энергетической логики» наших дней. Список пионеров-изобретателей «огненной машины» (так называли первые образцы зарождающейся техники парового привода) можно продолжить. В первую очередь здесь следует упомянуть военного инженера Томаса Савери, который 25 июля 1698 г. получил патент на «новое изобретение для подъема воды и для осуществления движения на всех видах мануфактур движущей силой огня». Следующим изобретателем, который внес большой вклад в успешное развитие «огненной машины», был английский кузнечный мастер Томас Ныо-комен. В 1705 г. он сконструировал первую практически полезную паровую машину, которую с 1712 г. использовал для откачки воды в шахтах неподалеку от Бирмингема. Интересно, отметить, что на европейском континенте первую ньюкоменову «огненную машину» построил в 1721 г. Исаак Поттер в Словакии, в шахте Нова-Баня. Изобретение Ныокомена значительно усовершенствовал Джон Смитон — знаменитый строитель водяных и ветряных мельниц. В 1755 г. он соорудил машину мощностью 58,8 кВт (80 л. с). Такой мощности соответствовали и внушительные размеры цилиндра: его диаметр достигал 1,82 м, а вес 6,6 т.
|